Календарь Рыбака

Руководство по ремонту гребного вала и винта

Сколько нужно лопастей на гребном винте? По мере увеличения размера лопасти или увеличением количества лопастей, увеличивается так называемое отношение диаметра к площади. Хотя увеличение площади лопастей увеличивает площадь действия сил, толкающих судно, но увеличивается и трение. Вообразите широкие колеса автомобиля, и сравнение будет полным. Чтобы уменьшить трение, создаваемое лопастями, лопастей должно быть меньше но не меньше двух, разумеется.

центровка гребных винтов

В итоге стало возможным применение четырех лопастных винтов. Если судно и установленный лодочный мотор способны работать с четырех лопастным гребным винтом, то станут доступными еще несколько полезных достоинств. У четырех лопастного винта количество противостоящих лопастей равно, что делает его работу ровной, позволяет быстрее разгоняться с холостого хода, уменьшает минимальную скорость выхода лодки на глиссирование, и даже экономит топливо при движении на крейсерском экономичном ходе. Некоторые водномоторники переходят на четырех лопастные гребные винты только из-за одного этого. Следует помнить, что максимальная скорость судна в общем случае не возрастет, а иногда даже слегка уменьшится. В общем, по моему опыту, вывод относительно количества лопастей можно сделать такой: Во всех других случаях — берегите свой трехлопастной винт, и Вы сбережет деньги. Многие покупатели новых лодок или подвесных моторов уверены, что производитель сразу же ставит наиболее подходящий гребной винт. К сожалению, это далеко не всегда верно. По данным зарубежной практики, для гребных винтов из никель-алюминиевых бронз термообработка не производится. В процессе эксплуатации иногда возникает необходимость произвести временный ремонт гребного винта. В частности, это может потребоваться при обнаружении трещин или других опасных для эксплуатации дефектов в заграничном порту или в условиях, когда невозможно произвести надлежащий ремонт. Выявленные трещины должны быть тщательно обследованы для оценки вероятности дальнейшего их распространения по длине. Это может быть сделано визуально с применением лупы 7—кратного увеличения или, если это возможно, с помощью цветной дефектоскопии. Вначале брусок мягкого металла 2 см. Правка вала в приспособлении см. Диаметр винта значительно влияет на загрузку мотора. Но оперировать изменением диаметра в широких пределах, добиваясьоптимальной работы винта, невозможно из-за ограниченных размеров корпуса редуктора подвесника.

центровка гребных винтов

Изменение шага гребного винта представляет, к сожалению, единственную реальную возможность для согласования работы винта с лодкой и подвесным мотором. Геометрический шаг, условно измеряемый расстоянием, которое прошел бы винт, "вворачиваемый" в твердое тело за один оборот, - понятие идеальное; на практике, в воде, винт как бы проскальзывает, и его реальный шаг или поступь оказывается всегда меньше теоретического.

О точности центровки валопровода

С какими же характеристиками лодки и мотора должен согласовываться винт? У глиссирующей мотолодки - прежде всего с ее сопротивлением, которое, как мы уже знаем, преодолевается упором винта. На графике кривые сопротивления и упора с ростом частоты вращения плавно сходятся в точке, которая и определяет достижимую скорость. Величина сопротивления глиссирующей лодки зависит от многих факторов например, обводов, волнения и т. Больше груза и пассажиров - выше сопротивление, больший упор должен создавать гребной винт. У подвесного мотора в этом треугольнике свои требования к винту. В каждом конкретном сочетании "лодка-винт" двигатель на полном газу должен развивать номинальную частоту вращения коленвала. Только в этом случае двигатель развивает свою полную мощность см рис.

центровка гребных винтов

Эта закономерность определяется его внешней характеристикой. Особенность ее в том, что рост отдаваемой обычным потребительским мотором мощности происходит при увеличении частоты вращения лишь до номинальных ее значений. При "раскручивании" двигателя сверх этих значений отдаваемая мощность сначала как бы прекращает расти, а потом резко падает. Согласованный со всеми этими противоречивыми требованиями винт и будет оптимальным, то есть развивающим максимальную скорость на номинальных оборотах. Но в жизни мотор может работать и на пониженных оборотах, не используя всей мощности двигателя, потому что он уже достиг максимального крутящего момента и не в состоянии прокручивать гребной винте большей частотой вращения. В этом случае профиль лопасти стоит к набегающему потоку с чрезмерно большим углом атаки, шаг винта велик для этих условий, и можно говорить о гидродинамически тяжелом винте.

  • Пресные озера крыма для рыбалки
  • Как поставить лодку на учет в московской области
  • Воблеры двойники
  • Ловля леща на реке ночью
  • Если же винт легко достигает максимальной частоты вращения, превышая ее номинальную величину, упор будет невелик и соответственно достичь максимальной скорости не удается. В этом случае шаг мал, угол атаки профиля лопасти меньше оптимального, меньше оказывается и подъемная сила, от которой напрямую зависит упор.

    центровка гребных винтов

    Это означает, что выбранный винт гидродинамически легкий. Проверяем теорию практикой К каким выводам привели наши скоростные испытания винтов? Во-первых, штатный винт при нашем варианте использования оказался гидродинамически легким. С ним мы не только не получили высоких скоростей, но и можем "подорвать" здоровье двигателя. Эксплуатация "перекрученного" двигателя резко снижает его моторесурс. Все подвижные части двигателя, не рассчитанные на такие перегрузки, работают на пределе: Из-за разрыва смазывающей масляной пленки возможны задиры, появление теплового клина, износ всех подвижных частей резко возрастает. Скоростные же рывки винта, прекращение роста скорости при увеличении оборотов, вибрация, облезание краски и эрозия алюминия - это, скорее всего, признаки кавитации. Для работы обычных полностью погруженных винтов - это очень вредное явление, наступающее при излишне высокой частоте вращения. При высоких скоростях обтекания появляются срыв потока с лопасти, вскипание и образование пузырьков паров воды, которые лопаются, создавая на лопасти огромные местные пики давления. При долгой работе з таких условиях лопасть начинает выкрашиваться. Этому в первую очередь подвержены алюминиевые винты. При дальнейшем развитии кавитации из-за искажения гидродинамического профиля винта его упор падает. В процессе ремонта следует обратить особое внимание на восстановление первоначального шага лопасти. Контроль шага лучше всего вести по фактической величине шага недеформированной лопасти того же винта. Существуют различные приспособления для измерения шага. При ремонте удобно пользоваться простейшим приспособлением рис. По меньшей цилиндрической шейке свободно перемещается втулка 1, к которой приварена шпилька 3, имеющая длину, несколько превышающую радиус винта. На шпильке двумя гайками-барашками крепится шаговый шаблон 4 из мягкой жести или алюминия. Шаблон изгибается приблизительно по проверяемому радиусу R изг подводится до упора в нагнетающую поверхность неповрежденной лопасти и фиксируется гайками-барашками. Затем, приподнимая втулку 1, шаблон подводят поочередно к другим лопастям, проверяя зазор между ним и лопастью. Далее шаблон перемещается на другое сечение лопасти и шаг проверяется на другом радиусе; шаблон, естественно, при этом должен быть изогнут по новому радиусу. Для винтов диаметром — мм зазор между лопастью и шаблоном не должен превышать 0,5—1,5 мм.

    ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

    Если погнуты все лопасти винта, то вначале целесообразно выправить одну из них, наименее поврежденную, и уже по ней подгонять шаги остальных лопастей. При правке первой лопасти необходимо выдержать средний шаг лопасти и распределение шага вдоль радиуса если, конечно, они известны. Однако следует иметь в виду, что отклонение величин местного шага на одних и тех же радиусах у разных лопастей должны быть значительно меньше во избежание появления чрезмерной вибрации вала ; это учтено в приведенных выше допусках на зазоры между шаговым шаблоном и лопастью. Крайне нежелательно увеличение шага в районе ступицы, приводящее к ухудшению антикавитационных свойств винта и увеличивающее вероятность подсоса воздуха. Кстати, если руки слегка испачканы машинным маслом или алюминиевой пудрой, оставшейся после опиливания, контур получается более отчетливым. После того, как по бумажному шаблону опилены остальные лопасти, винт можно установить на лодку и проконтролировать обороты на полном газу. Если по-прежнему наблюдается "недокрут", лопасти придется еще немного подрезать, а когда частота вращения в норме, их можно обработать вчистую, немного завалив острые кромки на концах и придав входным обтекаемую форму со стороны нерабочих поверхностей лопастей рис. До этого этапа у нас остается возможность "малой кровью" подкорректировать в сторону увеличения и шаг - если подпилить рабочие поверхности лопастей так, как показано на рис.

    Подшипники Гудрича с водяной смазкой

    При аккуратной работе плоским напильником контроль на шаговой плите рис. Саму плиту можно заказать токарю или фрезировщику, но есть и иной способ - например, выпилить необходимые кольца или сегменты электролобзиком и наклеить их на твёрдую основу. Такой метод, кстати, обеспечивает и строго одинковую глубину канавок. При установке валика тоже необходима высокая точность, поскольку от него зависит параллельность плиты и плоскости вращения винта для центровки обычно используют распорные конусные втулки. Опирать винт ступицей непосредственно на плиту не рекомендуется. Щаговые угольники должны располагаться в канавках строго перпендикулярно плите, поэтому их фиксируют пластилином. Многие спрашивают, надо ли удалять литьевые выступы в корневой части лопастей у ступицы рис. По словам Александра Беляевского, это лишь напрасная трата сил и времени, поскольку расположены они в нерабочей зоне и на общее сопротивление влияния практически не оказывают. Полировка "потребительского" алюминиевого винта до блеска специальными пастами - тоже предрассудок. После обработки его достаточно ошкурить и по возможности покрасить водостойкой эмалью. Легкие повреждения в виде зазубрин на кромках лопастей, устраняются легко с помощью напильника. Погнутые лопасти можно поправить с помощью киянки. Однако бывает, что при столкновении отрываются фрагменты лопастей. В этом случае ремонт возможен с применением сварочного оборудования. При этом цена ремонта алюминиевого винта или нержавеющего приблизительно одинакова. Использование "отремонтированных" винтов возможно, но часто не удается полностью восстановить их изначальные ходовые параметры. Хочется отметить, что при сильных разрушениях винта, бывают погнутыми и гребные валы. Проверка на биение гребного вала после случаев повреждения винта, необходимая операция. Гребные валы так же правятся на специальном оборудовании. Однако, чем мощнее мотор соответственно толще вал, править их все сложнее и сложнее. С года мы занимаемся поставкой качественных подшипников для гребных валов и рулевых устройств катеров, яхт и рыболовных шхун. Наша компания производит комплексный ремонт гребных валов, кронштейнов и рулевых устройств. Своим клиентам устанавливаем собственные подшипники.